01 Декабря 2015
Доклад руководителя департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области «Об эффективности использования государственного имущества органами исполнительной власти и подведомственными учреждениями»
Слайд № 2
Прежде всего, начнем с представления структуры имущества Новосибирской области. Структура имущества, числящегося в Реестре государственной собственности Новосибирской области по состоянию на 01.10.2015 показана слайде.
Юридические лица
Государственные унитарные предприятия
11
Государственные казенные учреждения
54
Государственные автономные учреждения
126
Государственные бюджетные учреждения
233
Всего
424
Имущество
Объектов недвижимости
7 398
Транспортные средства, в том числе отнесенные к категории особо ценного движимого имущества
4 125/
2 012
Имущество, отнесенное к категории особо ценного движимого имущества
47 792
Прочее движимое имущество
91 055
Всего
150 370
Слайд № 3
Распределение имущества между государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями показано на слайде.
Имущество
ГАУ
ГБУ
ГКУ
ед.
%
ед.
%
ед.
%
Объекты недвижимого имущества
1 344
18,1
3 876
52,4
2 178
29,5
Транспортные средства, в том числе отнесенные к категории особо ценного движимого имущества
675/
438
16,3
2 710/
1 574
65,7
740
18
Имущество, отнесенное к категории особо ценного движимого имущества
8 562
17,9
39 230
82,1
-
-
Прочее движимое имущество
18 757
20,6
65 590
72
6 708
7,4
Всего
29 339
19,5
114 806
76,3
9 526
4,2
В целях эффективного управления государственной собственностью Новосибирской областью, департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области осуществляет следующие действия:
- подготовку приказов о внесении в Реестр государственной собственности Новосибирской области сведений о составе имущества, приобретенного областными предприятиями, учреждениями, органами исполнительной власти Новосибирской области;
- подготовку приказов, о перераспределении (передаче) областного имущества между предприятиями, учреждениями, органами исполнительной власти Новосибирской области;
- прием имущества из федеральной или муниципальной собственности и передачу областного имущества на федеральный и муниципальный уровень;
- в установленном законом порядке исключает имущество из Реестра государственной собственности Новосибирской области;
- осуществляет ведение программного комплекса «Реестр государственного имущества НСО», позволяющего максимального оперативно получать различную информацию необходимую для принятия управленческих решений.
Слайд № 4
По итогам календарного года, в соответствии с требованиями п.2.5 Положения о ведении Реестра государственной собственности Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 30.11.2006г № 482 «О Реестре государственной собственности Новосибирской области», департамент проводит полную актуализацию сведений об имуществе в Реестре государственной собственности Новосибирской области. До 1 апреля юридические лица представляют обновленные данные об имуществе, находящемся на учете в бухгалтерском балансе по статье «Основные средства», за предшествующий год в электронном и бумажном виде, заверенную копию годового бухгалтерского баланса, на основании которых вносятся изменения в данные об объектах учета.
В таблице 1 представлена информация о своевременности исполнения этого требования. Из нее видно, что из 413 учреждений своевременно справились с этой задачей 59% (244 учреждения). Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, департаментом подготовлен проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», предусматривающий административную ответственность за несвоевременное предоставление сведений об объектах учета.
Отдельно остановимся на казне Новосибирской области. В течение 5 лет проделана большая работа по формированию имущества казны новосибирской области. До 2010 г. такая работа системно не проводилась, что имело следующие негативные последствия:
- отчуждение государственного имущества Новосибирской области в процессе приватизации возможно только для имущества, не закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении, то есть находящегося в казне Новосибирской области;
- невостребованное имущество вынужденно оставалось в распоряжении учреждения;
- неэффективно используемое учреждением имущества, в случае его выявления, также оставалось в распоряжении учреждения.
По состоянию на 01.10.2015 в разделе «Областная казна» Реестра государственной собственности Новосибирской области числятся:
Объекты недвижимого имущества, в том числе:
-
451
земельные участки
-
28
здания
-
110
помещения
-
22
сооружения и передаточные устройства
-
291
Прочее (транспорт, другие основные средства)
-
102
Всего:
-
553
Имущество поступает в областную казну в случае ликвидации предприятий и государственных учреждений, изъятия у действующих государственных учреждений и казенных предприятий, приобретения в собственность области от юридических и физических лиц, а также по решению суда, арбитражного суда.
Слайд № 5
Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области разработано Положение о содержании и охране имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, включенного в состав областной казны, которое утверждено Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.02.2012 № 115-п.
Содержание имущества казны Новосибирской области
ГБУ НСО Фонд имущества НСО и доходы от его использования
за период с 01.06.2012 по 01.10.2015
№
Объекты казны
Количество
(шт.)
Расходы по
содержанию (руб.)
Доходы
(руб.)
1.
Находящиеся в казне
28
15 226 026
2.
Переданные в аренду
(до передачи)
16
2 578 066
11 973 700
3.
Переданные безвозмездно
(до передачи)
6
8 802 366
4.
Проданные в процессе приватизации (до продажи)
16
3 339 664
203 809 578
Всего :
66
29 946 112
215 782 278
Эффективность данной работы налицо: за три года на содержание объектов казны потрачено 29 946 112 рублей, а доход бюджета от их приватизации и сдачи в аренду - 215 782 278 рублей. Кроме того, предоставление помещений из казны Управлению по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области и ГУП «ОТС» освободило их от ежемесячной арендной платы в размере более 800 тысяч рублей. В настоящее время решается вопрос по передаче 2 объектов недвижимого имущества (помещения склада и столярного цеха по адресу г. Искитим, ул. Станционная, 1в) из казны в ГБУ НСО «Центр молодежного творчества» и еще одного (учебного корпуса по ул. Сибиряков-Гвардейцев, 49а) управлению по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области.
Одной из целей работы департамента является осуществление систематического контроля за использованием по назначению и сохранностью областного имущества.
Слайд № 6
В таблице 2 приведены основные результаты работы по контролю за использованием по назначению и сохранностью областного имущества.
За период с 01.01.2015 по 01.10.2015 специалистами департамента проведено 62 проверки использования недвижимого имущества. Осмотрено 25 земельных участков общей площадью 36,8 га, 118 зданий, строений, нежилых помещений общей площадью 139 512,7 м². По результатам проверок составлены акты с приложением фотосъемки каждого объекта недвижимости.
В результате проведенных проверок выявлено свыше 100 нарушений и недостатков в сфере использования государственного имущества, по фактам которых составлен и направлен на рассмотрение мировым судьям 41 протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.15 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» на общую сумму штрафов более 500 000 руб., при том, что размер штрафа составляет от 5 до 20 тысяч рублей.
Сумма денежных средств, перечисленных в бюджет Новосибирской области по статье «Денежные взыскания (штрафы)» составила 877,7 тыс. руб., в том числе 445 тыс. руб. за фактическое использование государственного имущества без договоров аренды (неосновательное обогащение). На рассмотрении в суде (в стадии подготовки) находятся дела о взыскании сумм неосновательного обогащения в размере более 1 000 000 рублей. Помимо штрафных санкций в отношении незаконно или неэффективно используемого государственного имущества, в установленном законом порядке заключено 14 договоров аренды на общую сумму 1 206 791 руб. в год.
С организациями, допустившими нарушения в сфере использования государственного имущества, проводится соответствующая работа по устранению нарушений. Руководителям учреждений, у которых в ходе проверок выявлены нарушения, направлены уведомления с требованиями их устранения. Постановления (решения) судов о привлечении к административной ответственности должностных лиц государственных учреждений направлены в отраслевые министерства и ведомства. Устранение нарушений поставлено на контроль.
Слайд № 7
В правоохранительные органы направлены материалы по трем проверкам. Вместе с тем, взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам нарушения законодательства в сфере использования государственного имущества оставляет желать лучшего.
Так до настоящего времени не решен вопрос с размещением незаконной автостоянкой на ул. Выборной, расположенной на земельном участке, закрепленном за колледжем Печати. Неоднократные обращения департамента в полицию, прокуратуру, суд и к судебным приставам не принесли желаемого результата. Более пяти лет правоохранительные органы (УВД, Следственный комитет) не могут определить лицо ее разместившее и собирающее каждый день денежные средства за парковку. В настоящее время незаконная, круглосуточная коммерческая автостоянка продолжает свою работу, пренебрегая российским налоговым, земельным, административным и уголовным законодательством.
Похожим образом складывается ситуация с уголовным делом, возбужденным Западно-Сибирской транспортной прокуратурой в сентябре 2014 года по факту умышленного уничтожения здания мастерских, закрепленных за техникумом водного транспорта. Бездействие правоохранительных органов, оставивших без должного внимания неоднократные заявления учреждения об умышленной порче государственного имущества, фактически привели к потере объекта недвижимости. При этом 19 июня 2015 года линейным отделом МВД России в речном порту Новосибирска также вынесено постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
В настоящее время остро стоит вопрос с неэффективным использованием земельных участков, закрепленных за государственными учреждениями. Департаментом проводится постоянная работа по выявлению пустующих, используемых не по назначению, а иногда и сознательно скрываемых земельных участков. Помимо денежных средств, направляемых из областного бюджета на уплату учреждениями налогов за неиспользуемые в уставной деятельности земли, их порче и захламлению, данные участки практически всегда являются предметом фактически коррупционных схем.
Так в 2015 году департаментом выявлен участок, расположенный на территории Каменского сельсовета, Новосибирского района, площадью более 80 га, находящийся в пользовании областного государственного учреждения. При этом в департаменте отсутствовали какие-либо сведения о нем, а учреждение надлежащим образом не оформило правоустанавливающие документы. Лишь своевременное вмешательство предотвратило его незаконный захват и застройку.
Похожий случай произошел на территории р.п. Краснозерское, с имуществом бывшего СПТУ № 80, объединенного с Доволенским аграрным колледжем. Благодаря своевременным, законным и слаженным действиям департамента и учреждения, фактически в последний момент была остановлена незаконная сделка по отчуждению государственного имущества. При этом необходимо отметить, что причины такого рейдерского захвата опять же лежат в отсутствии регистрации прав на объекты и не предоставлении сведений о них в департамент.
Необходимо отметить, что пустующее, неиспользуемое имущество изымается департаментом не одномоментно при его выявлении. Учреждению дается время, чтобы исправить выявленный недостаток, направив в департамент план-график своих действий с указанием конкретных сроков его устранения и планов по его дальнейшему использованию. Лишь в случае злостного невыполнения взятых на себя обязательств или неосуществимости предлагаемых решений принимается решение об изъятии объекта.
Ещё одно направление работы департамента – это контроль за эффективным использованием движимого имущества. В настоящее время на федеральном уровне не установлены единые стандарты, нормы и требования к экспертам (юридическим и физическим лицам) и к экспертному заключению о техническом состоянии транспортных средств, подлежащих списанию, что создает определенную проблему. Ежегодно к нам поступают заявки, предложения и отчеты о списании транспортных средств более 100 областных учреждений, при этом отчеты и указанные в них критерии, подтверждающие необходимость списания автомобиля, существенно отличаются друг от друга. И отсутствие единого подхода создает большой риск принятия департаментом необоснованного разрешения на списание транспортного средства, его продажу или передачу другому учреждению.
При этом проведенный анализ показывает, что на 120 транспортных средств, в отношении которых учреждениями принято решение о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации, у 90% автомобилей в правоустанавливающих документах частично отсутствует: наименования собственника, цвета, номеров агрегатов и т.п., а 40% транспортных средств разукомплектованы, не имеют паспортов транспортных средств, сняты с регистрации в органах ГИБДД и гостехнадзора и частично самостоятельно утилизированы без согласования с департаментом.
С целью предотвращения подобных нарушений, установления единого подхода к списанию автомобилей, а также исключения из работы учреждений коррупционных факторов, создающих возможность коррупционных действий или принятия незаконных решений, департаментом принято решение о передаче в хозяйственное ведение ОГУП «Техцентр НСО» транспортных средств, в отношении которых учреждениями принято решение о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации. И теперь специалистами ОГУП «Техцентр НСО» будет проводиться экспертиза, оценка и последующая реализация переданной техники, что позволит избежать описанных выше незаконных действий.
Похожая проблема, также связана с недостаточно четким регулированием федеральным законодательством вопроса списания имущества не являющегося особо ценным. Речь идет об отдельном пласте имущества, не отнесенного к категории особо ценного, но вместе с тем являющегося дорогостоящим, в отношении которого собственник (департамент) не принимает управленческих решений и не влияет на принятие таких решений руководителями учреждений.
Департаментом в адрес 440 учреждений и предприятий, находящихся в Реестре государственной собственности, направлены запросы о предоставлении информации о невостребованном, неиспользуемом имуществе в том числе, готовящемся к списанию либо продаже; об объектах недвижимого имущества: земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, пустующих или неиспользуемых государственными учреждениями (предприятиями). Полученная информация в настоящее время анализируется с целью подготовки предложений по его дальнейшему использованию.
Слайд № 8
В рамках работы комиссии по оптимизации структуры и штатной численности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области департаментом было обращено внимание на вопросы, связанные с арендой нежилых помещений. Государственными бюджетными учреждениями области сдаются в аренду неиспользуемые площади для получения внебюджетных доходов, которые могут использоваться на нужды этих учреждений. В таблице 3 представлены данные по количеству сдаваемых площадей и получаемой арендной плате в разрезе органов исполнительной власти. Общая площадь сдаваемой нежилой площади составляет 42 955,7 м2, а сумма получаемой арендной платы 108 616,4 тыс. рублей.
Вместе с тем, органы исполнительной власти и их подведомственные учреждения арендуют помещения на рыночной основе для своих нужд. По состоянию на 01.05.2015 года расходы на аренду 38 867 м2 составляли 122 039,4 тыс. рублей. Необходимо отметить, что нежилые помещения органы исполнительной власти брали в аренду без согласования с департаментом, в нарушение Постановления Правительства Новосибирской области от 28.11.2011 № 531-п «О порядке расходования средств областного бюджета Новосибирской области на содержание и обеспечение деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области». В настоящее время порядок аренды помещений на рыночной основе восстановлен.
Слайд № 9
Департаментом принимаются меры по замещению арендуемых площадей неиспользуемыми и сдаваемыми в аренду помещениями, находящимися в оперативном управлении бюджетных учреждений. Наиболее удачный пример, это изъятие после прекращения договора аренды нежилых помещений, заключенного со сторонним лицом, из оперативного управления ГКБ № 35 и передача в пользование областному МФЦ помещения площадью 576,4 м² по ул. Арбузова, 6, необходимых для размещения филиала в Советском районе. ГАУК НСО «Дворец молодежи «Юность» также было направлено предложение прекратить дорогостоящую аренду складских помещений и оформить необходимые площади в безвозмездное пользование у ГКБ № 35.
Слайд № 10
В завершение доклада хотел бы обратиться к руководителям органов исполнительной власти Новосибирской области с просьбой взять на контроль исполнение следующих мероприятий:
- обеспечить своевременное представление подведомственными государственными учреждениями обновленных данных об имуществе, находящимся у них на праве оперативного управления, за предыдущий год до 1 апреля, а так же текущих изменений в его составе;
- обратить особое внимание на соблюдение требований законодательства при принятии решений и оформлении соответствующей документации при списании особо ценного и дорогостоящего имущества;
- организовать плановую работу подведомственных учреждений по оформлению прав на объекты недвижимости и своевременное обновление технической документации;
- не допускать случаев незаконной перепланировки и реконструкции нежилых помещении, закрепленных на праве оперативного управления за подведомственными учреждениями;
- исключить возможность размещения на земельных участках, находящихся в пользовании учреждений, имущества сторонних лиц;
- обратить внимание руководителей подведомственных учреждений на необходимость неукоснительного соблюдения гражданского законодательства в части порядка сдачи недвижимого имущества в аренду.
Слайд № 11
Прежде всего, начнем с представления структуры имущества Новосибирской области. Структура имущества, числящегося в Реестре государственной собственности Новосибирской области по состоянию на 01.10.2015 показана слайде.
Юридические лица
Государственные унитарные предприятия
11
Государственные казенные учреждения
54
Государственные автономные учреждения
126
Государственные бюджетные учреждения
233
Всего
424
Имущество
Объектов недвижимости
7 398
Транспортные средства, в том числе отнесенные к категории особо ценного движимого имущества
4 125/
2 012
Имущество, отнесенное к категории особо ценного движимого имущества
47 792
Прочее движимое имущество
91 055
Всего
150 370
Слайд № 3
Распределение имущества между государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями показано на слайде.
Имущество
ГАУ
ГБУ
ГКУ
ед.
%
ед.
%
ед.
%
Объекты недвижимого имущества
1 344
18,1
3 876
52,4
2 178
29,5
Транспортные средства, в том числе отнесенные к категории особо ценного движимого имущества
675/
438
16,3
2 710/
1 574
65,7
740
18
Имущество, отнесенное к категории особо ценного движимого имущества
8 562
17,9
39 230
82,1
-
-
Прочее движимое имущество
18 757
20,6
65 590
72
6 708
7,4
Всего
29 339
19,5
114 806
76,3
9 526
4,2
В целях эффективного управления государственной собственностью Новосибирской областью, департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области осуществляет следующие действия:
- подготовку приказов о внесении в Реестр государственной собственности Новосибирской области сведений о составе имущества, приобретенного областными предприятиями, учреждениями, органами исполнительной власти Новосибирской области;
- подготовку приказов, о перераспределении (передаче) областного имущества между предприятиями, учреждениями, органами исполнительной власти Новосибирской области;
- прием имущества из федеральной или муниципальной собственности и передачу областного имущества на федеральный и муниципальный уровень;
- в установленном законом порядке исключает имущество из Реестра государственной собственности Новосибирской области;
- осуществляет ведение программного комплекса «Реестр государственного имущества НСО», позволяющего максимального оперативно получать различную информацию необходимую для принятия управленческих решений.
Слайд № 4
По итогам календарного года, в соответствии с требованиями п.2.5 Положения о ведении Реестра государственной собственности Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 30.11.2006г № 482 «О Реестре государственной собственности Новосибирской области», департамент проводит полную актуализацию сведений об имуществе в Реестре государственной собственности Новосибирской области. До 1 апреля юридические лица представляют обновленные данные об имуществе, находящемся на учете в бухгалтерском балансе по статье «Основные средства», за предшествующий год в электронном и бумажном виде, заверенную копию годового бухгалтерского баланса, на основании которых вносятся изменения в данные об объектах учета.
В таблице 1 представлена информация о своевременности исполнения этого требования. Из нее видно, что из 413 учреждений своевременно справились с этой задачей 59% (244 учреждения). Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, департаментом подготовлен проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», предусматривающий административную ответственность за несвоевременное предоставление сведений об объектах учета.
Отдельно остановимся на казне Новосибирской области. В течение 5 лет проделана большая работа по формированию имущества казны новосибирской области. До 2010 г. такая работа системно не проводилась, что имело следующие негативные последствия:
- отчуждение государственного имущества Новосибирской области в процессе приватизации возможно только для имущества, не закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении, то есть находящегося в казне Новосибирской области;
- невостребованное имущество вынужденно оставалось в распоряжении учреждения;
- неэффективно используемое учреждением имущества, в случае его выявления, также оставалось в распоряжении учреждения.
По состоянию на 01.10.2015 в разделе «Областная казна» Реестра государственной собственности Новосибирской области числятся:
Объекты недвижимого имущества, в том числе:
-
451
земельные участки
-
28
здания
-
110
помещения
-
22
сооружения и передаточные устройства
-
291
Прочее (транспорт, другие основные средства)
-
102
Всего:
-
553
Имущество поступает в областную казну в случае ликвидации предприятий и государственных учреждений, изъятия у действующих государственных учреждений и казенных предприятий, приобретения в собственность области от юридических и физических лиц, а также по решению суда, арбитражного суда.
Слайд № 5
Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области разработано Положение о содержании и охране имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, включенного в состав областной казны, которое утверждено Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.02.2012 № 115-п.
Содержание имущества казны Новосибирской области
ГБУ НСО Фонд имущества НСО и доходы от его использования
за период с 01.06.2012 по 01.10.2015
№
Объекты казны
Количество
(шт.)
Расходы по
содержанию (руб.)
Доходы
(руб.)
1.
Находящиеся в казне
28
15 226 026
2.
Переданные в аренду
(до передачи)
16
2 578 066
11 973 700
3.
Переданные безвозмездно
(до передачи)
6
8 802 366
4.
Проданные в процессе приватизации (до продажи)
16
3 339 664
203 809 578
Всего :
66
29 946 112
215 782 278
Эффективность данной работы налицо: за три года на содержание объектов казны потрачено 29 946 112 рублей, а доход бюджета от их приватизации и сдачи в аренду - 215 782 278 рублей. Кроме того, предоставление помещений из казны Управлению по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области и ГУП «ОТС» освободило их от ежемесячной арендной платы в размере более 800 тысяч рублей. В настоящее время решается вопрос по передаче 2 объектов недвижимого имущества (помещения склада и столярного цеха по адресу г. Искитим, ул. Станционная, 1в) из казны в ГБУ НСО «Центр молодежного творчества» и еще одного (учебного корпуса по ул. Сибиряков-Гвардейцев, 49а) управлению по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области.
Одной из целей работы департамента является осуществление систематического контроля за использованием по назначению и сохранностью областного имущества.
Слайд № 6
В таблице 2 приведены основные результаты работы по контролю за использованием по назначению и сохранностью областного имущества.
За период с 01.01.2015 по 01.10.2015 специалистами департамента проведено 62 проверки использования недвижимого имущества. Осмотрено 25 земельных участков общей площадью 36,8 га, 118 зданий, строений, нежилых помещений общей площадью 139 512,7 м². По результатам проверок составлены акты с приложением фотосъемки каждого объекта недвижимости.
В результате проведенных проверок выявлено свыше 100 нарушений и недостатков в сфере использования государственного имущества, по фактам которых составлен и направлен на рассмотрение мировым судьям 41 протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.15 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» на общую сумму штрафов более 500 000 руб., при том, что размер штрафа составляет от 5 до 20 тысяч рублей.
Сумма денежных средств, перечисленных в бюджет Новосибирской области по статье «Денежные взыскания (штрафы)» составила 877,7 тыс. руб., в том числе 445 тыс. руб. за фактическое использование государственного имущества без договоров аренды (неосновательное обогащение). На рассмотрении в суде (в стадии подготовки) находятся дела о взыскании сумм неосновательного обогащения в размере более 1 000 000 рублей. Помимо штрафных санкций в отношении незаконно или неэффективно используемого государственного имущества, в установленном законом порядке заключено 14 договоров аренды на общую сумму 1 206 791 руб. в год.
С организациями, допустившими нарушения в сфере использования государственного имущества, проводится соответствующая работа по устранению нарушений. Руководителям учреждений, у которых в ходе проверок выявлены нарушения, направлены уведомления с требованиями их устранения. Постановления (решения) судов о привлечении к административной ответственности должностных лиц государственных учреждений направлены в отраслевые министерства и ведомства. Устранение нарушений поставлено на контроль.
Слайд № 7
В правоохранительные органы направлены материалы по трем проверкам. Вместе с тем, взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам нарушения законодательства в сфере использования государственного имущества оставляет желать лучшего.
Так до настоящего времени не решен вопрос с размещением незаконной автостоянкой на ул. Выборной, расположенной на земельном участке, закрепленном за колледжем Печати. Неоднократные обращения департамента в полицию, прокуратуру, суд и к судебным приставам не принесли желаемого результата. Более пяти лет правоохранительные органы (УВД, Следственный комитет) не могут определить лицо ее разместившее и собирающее каждый день денежные средства за парковку. В настоящее время незаконная, круглосуточная коммерческая автостоянка продолжает свою работу, пренебрегая российским налоговым, земельным, административным и уголовным законодательством.
Похожим образом складывается ситуация с уголовным делом, возбужденным Западно-Сибирской транспортной прокуратурой в сентябре 2014 года по факту умышленного уничтожения здания мастерских, закрепленных за техникумом водного транспорта. Бездействие правоохранительных органов, оставивших без должного внимания неоднократные заявления учреждения об умышленной порче государственного имущества, фактически привели к потере объекта недвижимости. При этом 19 июня 2015 года линейным отделом МВД России в речном порту Новосибирска также вынесено постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
В настоящее время остро стоит вопрос с неэффективным использованием земельных участков, закрепленных за государственными учреждениями. Департаментом проводится постоянная работа по выявлению пустующих, используемых не по назначению, а иногда и сознательно скрываемых земельных участков. Помимо денежных средств, направляемых из областного бюджета на уплату учреждениями налогов за неиспользуемые в уставной деятельности земли, их порче и захламлению, данные участки практически всегда являются предметом фактически коррупционных схем.
Так в 2015 году департаментом выявлен участок, расположенный на территории Каменского сельсовета, Новосибирского района, площадью более 80 га, находящийся в пользовании областного государственного учреждения. При этом в департаменте отсутствовали какие-либо сведения о нем, а учреждение надлежащим образом не оформило правоустанавливающие документы. Лишь своевременное вмешательство предотвратило его незаконный захват и застройку.
Похожий случай произошел на территории р.п. Краснозерское, с имуществом бывшего СПТУ № 80, объединенного с Доволенским аграрным колледжем. Благодаря своевременным, законным и слаженным действиям департамента и учреждения, фактически в последний момент была остановлена незаконная сделка по отчуждению государственного имущества. При этом необходимо отметить, что причины такого рейдерского захвата опять же лежат в отсутствии регистрации прав на объекты и не предоставлении сведений о них в департамент.
Необходимо отметить, что пустующее, неиспользуемое имущество изымается департаментом не одномоментно при его выявлении. Учреждению дается время, чтобы исправить выявленный недостаток, направив в департамент план-график своих действий с указанием конкретных сроков его устранения и планов по его дальнейшему использованию. Лишь в случае злостного невыполнения взятых на себя обязательств или неосуществимости предлагаемых решений принимается решение об изъятии объекта.
Ещё одно направление работы департамента – это контроль за эффективным использованием движимого имущества. В настоящее время на федеральном уровне не установлены единые стандарты, нормы и требования к экспертам (юридическим и физическим лицам) и к экспертному заключению о техническом состоянии транспортных средств, подлежащих списанию, что создает определенную проблему. Ежегодно к нам поступают заявки, предложения и отчеты о списании транспортных средств более 100 областных учреждений, при этом отчеты и указанные в них критерии, подтверждающие необходимость списания автомобиля, существенно отличаются друг от друга. И отсутствие единого подхода создает большой риск принятия департаментом необоснованного разрешения на списание транспортного средства, его продажу или передачу другому учреждению.
При этом проведенный анализ показывает, что на 120 транспортных средств, в отношении которых учреждениями принято решение о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации, у 90% автомобилей в правоустанавливающих документах частично отсутствует: наименования собственника, цвета, номеров агрегатов и т.п., а 40% транспортных средств разукомплектованы, не имеют паспортов транспортных средств, сняты с регистрации в органах ГИБДД и гостехнадзора и частично самостоятельно утилизированы без согласования с департаментом.
С целью предотвращения подобных нарушений, установления единого подхода к списанию автомобилей, а также исключения из работы учреждений коррупционных факторов, создающих возможность коррупционных действий или принятия незаконных решений, департаментом принято решение о передаче в хозяйственное ведение ОГУП «Техцентр НСО» транспортных средств, в отношении которых учреждениями принято решение о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации. И теперь специалистами ОГУП «Техцентр НСО» будет проводиться экспертиза, оценка и последующая реализация переданной техники, что позволит избежать описанных выше незаконных действий.
Похожая проблема, также связана с недостаточно четким регулированием федеральным законодательством вопроса списания имущества не являющегося особо ценным. Речь идет об отдельном пласте имущества, не отнесенного к категории особо ценного, но вместе с тем являющегося дорогостоящим, в отношении которого собственник (департамент) не принимает управленческих решений и не влияет на принятие таких решений руководителями учреждений.
Департаментом в адрес 440 учреждений и предприятий, находящихся в Реестре государственной собственности, направлены запросы о предоставлении информации о невостребованном, неиспользуемом имуществе в том числе, готовящемся к списанию либо продаже; об объектах недвижимого имущества: земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, пустующих или неиспользуемых государственными учреждениями (предприятиями). Полученная информация в настоящее время анализируется с целью подготовки предложений по его дальнейшему использованию.
Слайд № 8
В рамках работы комиссии по оптимизации структуры и штатной численности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области департаментом было обращено внимание на вопросы, связанные с арендой нежилых помещений. Государственными бюджетными учреждениями области сдаются в аренду неиспользуемые площади для получения внебюджетных доходов, которые могут использоваться на нужды этих учреждений. В таблице 3 представлены данные по количеству сдаваемых площадей и получаемой арендной плате в разрезе органов исполнительной власти. Общая площадь сдаваемой нежилой площади составляет 42 955,7 м2, а сумма получаемой арендной платы 108 616,4 тыс. рублей.
Вместе с тем, органы исполнительной власти и их подведомственные учреждения арендуют помещения на рыночной основе для своих нужд. По состоянию на 01.05.2015 года расходы на аренду 38 867 м2 составляли 122 039,4 тыс. рублей. Необходимо отметить, что нежилые помещения органы исполнительной власти брали в аренду без согласования с департаментом, в нарушение Постановления Правительства Новосибирской области от 28.11.2011 № 531-п «О порядке расходования средств областного бюджета Новосибирской области на содержание и обеспечение деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области». В настоящее время порядок аренды помещений на рыночной основе восстановлен.
Слайд № 9
Департаментом принимаются меры по замещению арендуемых площадей неиспользуемыми и сдаваемыми в аренду помещениями, находящимися в оперативном управлении бюджетных учреждений. Наиболее удачный пример, это изъятие после прекращения договора аренды нежилых помещений, заключенного со сторонним лицом, из оперативного управления ГКБ № 35 и передача в пользование областному МФЦ помещения площадью 576,4 м² по ул. Арбузова, 6, необходимых для размещения филиала в Советском районе. ГАУК НСО «Дворец молодежи «Юность» также было направлено предложение прекратить дорогостоящую аренду складских помещений и оформить необходимые площади в безвозмездное пользование у ГКБ № 35.
Слайд № 10
В завершение доклада хотел бы обратиться к руководителям органов исполнительной власти Новосибирской области с просьбой взять на контроль исполнение следующих мероприятий:
- обеспечить своевременное представление подведомственными государственными учреждениями обновленных данных об имуществе, находящимся у них на праве оперативного управления, за предыдущий год до 1 апреля, а так же текущих изменений в его составе;
- обратить особое внимание на соблюдение требований законодательства при принятии решений и оформлении соответствующей документации при списании особо ценного и дорогостоящего имущества;
- организовать плановую работу подведомственных учреждений по оформлению прав на объекты недвижимости и своевременное обновление технической документации;
- не допускать случаев незаконной перепланировки и реконструкции нежилых помещении, закрепленных на праве оперативного управления за подведомственными учреждениями;
- исключить возможность размещения на земельных участках, находящихся в пользовании учреждений, имущества сторонних лиц;
- обратить внимание руководителей подведомственных учреждений на необходимость неукоснительного соблюдения гражданского законодательства в части порядка сдачи недвижимого имущества в аренду.
Слайд № 11